Автобуря в пустыне

Фото: Архив Мартина МацикаФото: Архив Мартина МацикаНапомним, что ралли-марафон «Дакар», идея организации которогопринадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабин, проводится с 1978года. До переноса в Южную Америку гонка проходила в Африке ифинишировала в столице Сенегала – городе Дакар.

В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены, так илюбители (более 80% участников). Вся дистанция разбивается на отдельныеучастки, а побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время.Соревнования проводятся в нескольких категориях. В 2018 году за трофейборются мотоциклисты, пилоты на внедорожниках, квадроциклах,мотовездеходах и грузовиках.

Чехословацкий след

История участия чешских/чехословацких пилотов насчитывает не однодесятилетие. Впервые спортсмены из ЧССР вышли на старт легендарнойгонки в 1985 году.

Это были три экипажа на грузовиках марки Liaz.В 1984-85 гг. специально для марафона Париж-Дакар построили несколькогрузовиков 100.55D (4x4), давших жизнь полноприводной серии 111. Успехи незаставили себя долго ждать. В ралли 1987 года вариант Liaz 111.154, которымуправлял лучший чешский пилот в истории «Дакара» Карел Лопрайс, достигвысшего для завода результата, заняв третье место.

Карел Лопрайс, фото: Richenza, Wikimedia CC BY-SA 3.0Карел Лопрайс, фото: Richenza, Wikimedia CC BY-SA 3.0В течение следующих пятнадцати лет Лопрайс еще шесть раз выигрывалгонку (на этот раз на «Татре»), а также завоевал три «серебра» и«бронзу». Помимо него, вкус победного шампанского из чешских гонщиковпопробовал лишь пятикратный победитель в категории квадроцикловЙозеф Махачек.

«Дакар-2018» Нынешний «Дакар», по признанию участников, самый изматывающий, сложныйи опасный за все время проведения. Маршрут гонки протяженностью свыше 9тыс. км был проложен по территории трех стран – Перу, Боливии иАргентины. Старт ралли-рейда состоялся 6 января в столице Перу Лиме. Натерритории этой страны участники гонки провели пять дней, а затемпереехали в Боливию. Завершающая часть «Дакара-2018» состоится вАргентине.

«Возвращение в Перу, после того как гонка побывала там в 2012 и 2013 годах,дало нам возможность исследовать новые неизведанные территории.Участников там ожидали самые разнообразные песчаные ландшафты страны,устанавливающие высочайшую планку мастерства. Боливийский участок, вменю которого потрясающие по красоте пейзажи, традиционнотребователен к физической подготовке участников и испытал навыносливость искателей приключений. Но решающие этапы будут ждатьучастников в Аргентине, где «Дакар» с этапом Супер Фьямбала подойдет ксвоей самой трудной части. Именно здесь, те, кто надеется отпраздноватьпобеду в Кордобе, должны показать все на что они способны», -прокомментировал нюансы избранного маршрута Марк Кома, спортивныйдиректор «Дакара».

Ондржей Климчив, фото: PressService Klymčiw RacingОндржей Климчив, фото: PressService Klymčiw Racing Тяжелых испытаний накануне гонки ожидал ведущий чешский мотоциклистОндржей Климчив.

«Вся наша подготовка была построена таким образом, чтобы справиться снагрузками, которые предъявляет автомарафон. С нетерпением жду старта.Надеюсь, юбилейный «Дакар» станет настоящим экстремальным испытанием,которого так ждут спортсмены, и проверит их способности по полной», -сказал спортсмен.

А Иво Каштан, 9-кратный участник «Дакара», предсказал массовые сходыуже на первых этапах.

«Когда «Дакар» проводился в Африке, первые марокканские этапывыполняли функцию сита. Сойдя с дистанции в Марокко, более слабыеучастники соревнований могли безопасно вернуться домой. Организаторыралли-рейда в Южной Америке, наконец, пошли по тому же пути. Нынешний«Дакар» действительно будет экстремальным, как они и обещали, и этохорошо. Именно такой гонка и должна быть», - уверен прославленный пилот.

Чешское представительство

Алеш Лопрайс, фото: ЧТАлеш Лопрайс, фото: ЧТЧешские гонщики на 40-м «Дакаре» вышли на старт в четырех из пятиклассов – в общей сложности это 21 экипаж: восемь мотоциклистов, четырегонщика на квадроциклах, три на внедорожниках и шесть грузовиков.Наилучшие шансы на победу эксперты отдавали Алешу Лопрайсу и МартинуКоломы из команды Tatra Buggyra Racing, мотоциклисту Ондржею Климчиву (Klymčiw Racing)и Йозефу Махачеку (квадроцикл, BARTH Racing). Однако «Дакар-2018» сложился дляних по-разному.

Ондржей Климчив уже на третьем этапе попал в серьезную аварию и скомпрессионными переломами позвонков попал в больницу, где был введенв искусственную кому. Несколько раз увязли в песках автогонщик МартинПрокоп и Йозеф Махачек, отставание от лидеров которых к серединералли-рейда достигло нескольких часов.

Несмотря на достижения в других категориях, самое пристальноевнимание болельщиков было по традиции приковано к грузовикам. Первыеже этапы не могли не воодушевить поклонников чешских пилотов: АлешЛопрайс выиграл первый соревновательный отрезок и возглавил общийзачет, Мартин Мацик и Мартин Коломы вошли по итогам этапа в десяткулучших.

Мартин Мацик, фото: Архив Мартина МацикаМартин Мацик, фото: Архив Мартина МацикаОднако следующие этапы сложилась для них менее удачно. Алеш Лопрайсиз-за технических проблем выбыл из гонки на 4-м этапе, Коломы уже натретий день не входил даже в двадцатку лучших в общем зачете.Порадовало только выступление Мартина Мацика, который на подходе кАргентине уверенно держался в текущем протоколе на третьем месте.Именно Мацик поделился впечатлениями от гонки накануне самогосложного участка «Дакара-2018» Супер Фьямбала. «Я доволен тем, как всеидет. В первые дни было очень сложно, прежде всего, из-за сильнейшейжары. Но как только мы въехали в Боливию, стало немного легче. «Дакар» –серьезнейшее испытание на прочность техники, гонщиков и команд. Я быникогда не справился с ним в одиночку, а потому хочу поблагодарить ещераз свой коллектив, семью, партнеров, и, конечно, Господа Бога за то, чтоя имею то счастье ежегодно выходить на старт этой уникальной гонки», -приводит слова Мацика официальный сайт ралли-рейда dakar.com.