«Два бородача» на шарльере

Ян Смрчка и Алеш Вашичек, Фото: архив Яна Смрчки и Алеша ВашичекаЯн Смрчка и Алеш Вашичек, Фото: архив Яна Смрчки и Алеша ВашичекаИстория Кубка Гордона Беннетта уходит в далекий 1906 год, когда владелецамериканской газеты New York Herald впервые организовал аэрогонки газовыхаэростатов на приз. По всему миру на сегодняшний день не насчитатьболее четырех десятков шарльеров, а пилотов, способных ими управлять,ненамного больше.

«Я начал летать после того, как увидел (чехословацкого космонавта –прим.ред.) Владимира Ремека. Я тогда решил, что тоже хочу статькосмонавтом, это – потрясающая профессия. Со временем, конечно, понял,что все не так уж и просто, и что другого космонавта у нас уже не будет, иостался при своих воздушных шарах.

Они намного лучше», - улыбается ЯнСмрчка.

Зато Алеш Вашичек по профессии – тележурналист. С Яном его свеласудьба во время съемок репортажа о воздухоплавании. Алеш признается,что изначально он очень боялся высоты.

«Съемки заканчивались моим сольным полетом. Никогда бы не поверил, чтоя буду на такое способен. Мне настолько это понравилось, что продолжилсвое знакомство с аэростатами уже в частном порядке, и должен сказать,что это хобби коренным образом изменило мое восприятие мира. Все-таки свысоты птичьего полета все видится как-то по-другому», - рассказываетАлеш Вашичек.

Газовое воздухоплавание – дисциплина для настоящих пилотов. В чемзаключается формула успеха? Почему некоторые пилоты способныудержаться в воздухе лишь несколько часов, а других уносят воздушныепотоки на расстояние нескольких тысяч километров?

Фото: архив Яна Смрчки и Алеша ВашичекаФото: архив Яна Смрчки и Алеша ВашичекаОба пилота в один голос утверждают: главное – это уметь разбираться вметеоусловиях, уметь правильно интерпретировать доступные данные и,не в последнюю очередь, иметь в своей команде знающего свое дело,опытного синоптика.

«Например, в прошлом году во время Кубка Беннетта над Италиейожидались грозы, поэтому большинство экипажей решили полететь всторону Франции, Корсики и Сардинии и таким образом попасть на югИталии. А вышло с точностью до наоборот. Над Италией никаких гроз небыло, а над Корсикой сформировалась область высокого давления, ипилотам пришлось из-за мистраля срочно совершить посадку. Этого вы изкорзины шарльера не увидите. Примете ли вы правильное решение или нет,зависит от вашего синоптика и от того, насколько вы умеете с полученнойинформацией работать», - рассказывает Ян Смрчка.

Принцип управления «воздушными шарами», независимо от того, шарльерыэто или монгольфьеры, одинаков.

«Если вы уменьшаете вес шара, он начинает набирать высоту, ускорятьсяи сворачивать вправо. Если же наоборот снижаете высоту, скоростьзамедляется и шар летит влево. Это основное и самое простое правилоуправления аэростатом. Естественно, надо брать во внимание иперемещение воздушных потоков относительно местности итд. Используявсе эти знания, вы пытаетесь направлять шар туда, куда вам надо».

Фото: архив Яна Смрчки и Алеша ВашичекаФото: архив Яна Смрчки и Алеша ВашичекаНо, одно дело – теория, а другое – практика. Эта истина подтверждаетсяво время полета ежеминутно.

«Например, самолетом, на мой взгляд, управлять намного проще.Предположим, пилот летит в Пардубице. И если он, извините, не полныйлопух или его не застанет врасплох туман, то он так или иначе прилетит всвои Пардубице. Если мы решим долететь из Швейцарии, где мы стартуем, вЧехию, то, во-первых, не факт, что нам это удастся, а во-вторых, даже еслипогодные условия будут идеальными, то нам придется приложить немалоусилий, задействовать свой опыт и знания, чтобы сюда действительнопопасть. Вы никогда не знаете, как, в итоге, все обернется. Ввоздухоплавании - сплошные неизвестные. Именно эта импровизация иумение подчиняться природным законам, найти общий язык со стихией, иесть то самое привлекательное в воздухоплавании. Если вы способны наэто, перед вами открывается бесконечное пространство, предоставляющеевам такую меру свободы, которая в наши дни ни с чем не сравнима. В этомзаключается привлекательность аэростатов», – делится впечатлениямиЯн Смрчка.

Тем не менее, в Европе можно летать не везде. «Некоторые страныгарантируют участникам Кубка безопасность, другие нет. В связи с тем,что в начале девяностых годов над территорией Белоруссии шарльерыпопали под обстрел армии и два американских аэростата были сбитынеподалеку от атомной электростанции, руководство Кубка решилообъявить закрытой зоной для всех участников аэрогонки наряду ссевероафриканскими странами и Белоруссию, Украину и Россию». Летатьнельзя также над Македонией и над частью Прибалтики.

Фото: архив Яна Смрчки и Алеша ВашичекаФото: архив Яна Смрчки и Алеша ВашичекаБез чего же пилотам во время полета просто не обойтись?

«Главное, иметь при себе транспондер (радиоответчик), чтобы нас виделиуправляющие воздушным движением, далее нужна рация и навигационноеоборудование, спутниковый телефон для общения с нашими коллегами имасса других вещей. Например, очень важен и хороший фонарь», -перечисляет Алеш Вашичек. А Ян Смрчка добавляет:

«Мы боремся с нехваткой кислорода, так что нам нужны маски.Обязательно иметь с собой спецодежду - на высоте пяти километровсильный мороз. Понятно, что во время полета мы не только принимаем пищу,но и перевариваем ее и в конечном итоге должны каким-то образомотправить ее за борт, то есть решаем и такие, обычные проблемы» ,–дополняет Ян Смрчка.