Музей карет: «Скрип колеса», уходящий далеко в историю

Фото: Luděk BrhelФото: Luděk Brhel

В этом году Музей карет празднует небольшой юбилей – вот уже двадцатьпять лет как работники музея занимаются поиском, спасением иреставрацией исторических карет, дрожек и колясок оставленных вусадьбах, замках и дворцах по всей стране. Представленная коллекциякрайне обширна и разнообразна, здесь можно увидеть около 100 экспонатов.Особенность музея еще и в том, что сотрудники не только спасают каретыи выставляют их потом в музее, а по праздникам еще и запрягают в нихлошадей. Все самое интересное из жизни и истории карет в интервью RadioPrague International рассказал реставратор и основатель музея Вацлав Обр:

Фото: Luděk BrhelФото: Luděk Brhel— Разнообразие колясок невообразимо, ведь люди начали их создавать ииспользовать несколько тысяч лет, в то время как автомобили сталивыпускаться лишь 130 лет назад.

Это разнообразие можно проследить вовсем – кому кареты принадлежали, в каком веке были созданы и для какихцелей. В этом году мы подготовили выставку «Времена года», посетителисмогут увидеть экипажи, которые использовались весной, летом, осенью изимой. К тому же, здесь представлены и церемониальные кареты, которыебыли изготовлены и украшены с особой роскошью, они использовались длясамых важных торжеств: коронаций, прибытия в город высокопоставленныхлиц или же для проводов человека в последний путь – для этого такжеиспользовалась специальная карета и это была величайшая дань уваженияусопшему. «Карету мне, карету!»

Фото: Luděk BrhelФото: Luděk BrhelОсновная коллекция музея – чешские кареты и коляски, большая частькоторых была изготовлена в регионе Центральной Чехии и Моравии в эпохуАвстро-Венгерской империи. Почти все они были привезены из чешскихзамков, дворцов и усадеб. Однако есть и экспонаты, прибывшие из-заграницы, например карета «Ландауэр» была доставлена из Норенберга. Нокогда реставраторы демонтировали сиденья, под одной из подушек быланайдена бумажка с надписью, что сей экипаж изготовил мастер Ян Водичкаиз Праги, Вацлавская площадь, дом 11. Какие еще интересные экспонатыможно найти в музее?

— У нас есть несколько экипажей известных исторических личностей,например карета крупнейшего бизнесмена Европы своего времени, баронаРингхоффера. Не менее интересна и охотничья коляска самого князяФранца Иосифа II, а также экипаж семьи Сильва-Тарока. Однако одним изсамых крупных открытий стал экспонат, который прибыл к нам случайно, ав процессе реставрации выяснилось, что эта карета была изготовлена вгороде Брандыс-над-Лабем для эрцгерцога Карла I, который впоследствиистал император Австро-Венгрии и последним королем Чехии. Так что у наспоистине потрясающая коллекция!

Фото: Luděk BrhelФото: Luděk BrhelГородок Чехи-над-Косиржем невелик, однако он был выбран Вацлавом Обромнеслучайно – здесь находилась фабрика Раймонда Смекала, который с 1820года занимался изготовлением колясок и повозок для пожарных. Именно вэтом здании и расположился молодой музей. Многие посетители, попавсюда случайно, с удивлением рассматривают представленные экспонаты ипод конец признаются, что ничего подобного увидеть не ожидали. ВацлавОбра рассказал, как проходит поиск экспонатов:

— Раньше я сам ездил по всей стране, заходил в замки, дворцы, усадьбы,искал конюшни. Узнавал, спрашивал, просил.... Тогда нам мало помогали.Сейчас мы работаем в основном в самом музее и в реставрационноймастерской, поэтому выезжаем на поиски новых экземпляров редко. Затонам стали гораздо больше помогать – как работники памятниковкультуры, так и обычные люди. Часто они сами находят у себя в сараеколяску или сани, спрашивают соседей, а потом дают нам знать. Мы узнаемподробности и выезжаем за экспонатом. Так что сегодня именнообщественность помогает нам спасать дрожки, коляски и кареты по всейЧешской Республике.

Одна карета – девятнадцать ремесленников

Фото: Luděk BrhelФото: Luděk BrhelОднако работа музейщиков не заканчивается поиском экспонатов. Обычноони требуют тщательной реставрации. Некоторые модели попадают в музейв настолько плачевном состоянии, что от оригинала остается лишьжелезный или деревянный каркас, а все остальное приходится создаватьзаново. Однако бывает и такое, что коляски сохраняют свойпервоначальный вид и нет необходимости заменять какие-либо детали, алишь восстановить существующие. Подробности столь трудоемкой работыописал Вацлав Обр:

Фото: Luděk BrhelФото: Luděk Brhel— Для ремонта или восстановления экипажей необходимо 19 различныхремесленников – как и для создания нового экипажа несколько столетийназад. Ремесла самые разные – по обработке стали, дерева, текстиля,кожи, лозы и многое другое. У многих ремесленников есть подмастерья,потому что работы много. За двадцать пять лет нашего существования мнеудалось собрать команду лучших мастеров Чешской Республики. И,воспользовавшись случаем, я хотел бы всех желающих пригласить накрупнейший в Чехии фестиваль ремесел, который проходит каждый год виюле у нас в Чехи-под-Косиржем. Мероприятие называется Йозефкол.Название состоит из двух частей – имени Иосиф, который являетсяпокровителем ремесленников по всему миру, и кол – колесо, что,бесспорно, является одним из важнейших изобретений человечества.

Посетить Музей карет можно в течение всего года, летом он открыт сдесяти утра до пяти вечера. А с октября по апрель необходимо позвонитьзаранее и заказать экскурсию. Вацлав Обр подчеркивает, что двери музеяоткрыты круглый год и они всегда рады гостям.

Фото: Luděk BrhelФото: Luděk Brhel