Золото старинного богемского фарфора

Фото: Клара СтейскаловаФото: Клара Стейскалова

Фото: Клара СтейскаловаФото: Клара СтейскаловаНа весь мир прославился графский сервиз на сорок персон, украшенныйдукатовым золотом. Сорок – потому, что он был выпущен в честь 40-летнегоюбилея графа. На его производство потребовалось 2,5 кг золота. Наместном заводе было изготовлено из фарфора и генеалогическое древорода Тунов-Хохенштейнов.

Клаштерецкое предприятие лишь на два года в споре за звание первойфарфоровой фабрики Богемии опередил завод в городке Горни Славков, такчто здешние места с полным правом могут зваться колыбелью богемскогофарфора.

Местный замок на левом берегу реки Огрже появился на месте бывшейусадьбы. Его владельцы – семья Фицтумов попали в немилость, принявучастие в антигабсбургском восстании чешский сословий, поплатившисьза это конфискацией своего имущества.

С 1623 года хозяевами здешних местбыли аристократы Туны, которые несколько раз перестраивали замок, покав XIX веке он приобрел свой сегодняшний облик с элементами псевдоготики.Семья Тунов проживала в этом поместье до 1945 года. Итак, стараниями этихаристократов в чешских землях появилась одна из первых мануфактур попроизводству фарфора.

Крупнейший музей фарфора в Чехии и чашка «Слава Богемии!»

В 1993 году в Клаштерецком замке открылся музей, где можно полюбоватьсяинтересной коллекцией чешского фарфора, которая является частьюсобраний Художественно-промышленного музея. К слову, часы на ратушетакже изготовлены на местном заводе. Как сообщила Radio Prague Internationalэкскурсовод Kристина Сладомелова, это самый большой музей фарфора вЧешской Республике.

Фото: Клара СтейскаловаФото: Клара Стейскалова– Основателем фарфорового завода стал Ян Миколаш Вебер, состоявшийлесничим на службе у графа Франца Йозефа Туна. Достигнув пожилого, еслине сказать пенсионного, возраста, Вебер начал эксперименты попроизводству собственного фарфора. Это происходило зимой, на рубеже 1793и 1794 года, когда в пространстве садового зала, прямо перед замком впарке, были оставлены муфельные печи. В них и обжигались самые первыеизделия – среди прочих чашка с блюдцем с названием Vivat Böhmen, то есть«Слава Богемии!», или «Да здравствует Богемия!», которая сегоднясчитается самым старым из сохранившихся изделий. Она была сделана в 1794году и чудом дошла до наших дней – ее можно увидеть в экспозиции замка.

Известна даже дата обжига чашки – 18 апреля. Потом изделия обжигали ужев новой печи, где находился фарфоровый завод. Первые эксперименты былине особо успешными, о чем свидетельствует запись в хронике,оставленная местным священником Францем Петранцем. Несмотря натрудное начало, он верил, что в Клаштереце наконец будет производитьсякачественный фарфор. Сегодня на месте бывшего завода стоит торговыйцентр Tesco.

Фото: Клара СтейскаловаФото: Клара Стейскалова Сервиз для «Титаника»

Фото: Клара СтейскаловаФото: Клара СтейскаловаМесторождения высококачественного каолина – основного сырья дляпроизводства любого фарфора были обнаружены в области Карловых Вар.Кстати, в первой половине XIX века к числу самых известных в странеотносился фарфоровый завод в местечке Бржезова. Любопытно, что именноему удалось получить заказ на поставку посуды на печально известный«Титаник», которая теперь покоится на дне океана. Сегодня в музееКарловых Вар можно увидеть кофейный сервиз, произведенный именно дляэтого лайнера. С обратной стороны можно увидеть знакзавода-изготовителя Březovа, а рядом надпись Titanik.

Однако вернемся в Клаштерец. Франц Тун и Ян Вебер заключили договор надесять лет, в котором граф обязывался оказывать своему деловомупартнеру всяческую материальную поддержку, предоставляя в егораспоряжение древесину, водные ресурсы, земельные участки, где Веберможет проводить свои эксперименты. Кстати, графский парк некогдаславился и экзотическими породами деревьев и растений – там было дажегинкго билоба, и, разумеется, их не сжигали в печах.

Фото: Клара СтейскаловаФото: Клара СтейскаловаПреуспевающим предпринимателем, однако, бывшего лесничего поначалуназвать было нельзя. Позже, когда граф понял, какое непростое это дело,он вышел из договора.

– Веберу пришлось финансировать предприятие уже самому, он стремилсясотрудничать со многими специалистам. К сожалению, первуюкачественную партию фарфора ему удалось произвести лишь в апреле 1795года, то есть через год после открытия завода. К тому времени он погрязв долгах, что подтолкнуло его к аренде мануфактуры. В 1797 году нагоризонте появляется Kристиан Ноне, благодаря которому завод начинаетпроцветать,– объясняет Kристина Сладомелова.

Что касается самого Яна Миколаша Вебера, то примерно в 1800 годусостояние его здоровья подрывает депрессия, ставшая следствием неудачи долгов. Кроме того он глубоко переживал потерю друга – скончалсяФранц Тун. Вебер отправляется в родной Эльзас, чтобы поправить своездоровье, и там в 1801 году он неожиданно оставил этот мир, так и неувидев, как начало преуспевать основанное им предприятие. Тем не менее,именно благодаря Веберу в Клаштереце в настоящее время находитсясамый старый и все еще действующий фарфоровый завод в Чехии.

Два века работы

Фото: Клара СтейскаловаФото: Клара СтейскаловаЗаводу, который с 1803 года был графской собственностью, довелосьпережить за два века немало. Туны сдавали фабрику в аренду, однакопримерно с 1820 года сами взялись за дело и оставались его владельцамивплоть до 1945 года. Поэтому до сих пор он несет название «завод Тунов».

– Дела завода пошли в гору с приходом туда в 1836 году образованногохимика Йозефа Хилларда. После него директором фабрики стал КарлЛеннер. Он довел производство до совершенства – в XIX веке клаштерецкаяпродукция считалась одной из самых качественных на местном рынке.Разумеется, в годы Первой мировой войны объем производства сократился,не хватало топлива для печей. Примерно в 1921 году завод начал «приходитьв себя». Во время Второй мировой войны владельцы пытались всяческиудержать производство на плаву, нанимая все новых и новых людей. В 1945году все имущество Тунов, включая замок и завод было конфисковано инационализировано. Однако поскольку замок был связан с производством,здесь было решено основать музей фарфора,– продолжает рассказ Кристина Сладомелова.

С 1945 года клаштерецкий завод стал частью акционерного общества Karlovarskýporcelán («Карловарский фарфор»). В 1960 году на нем работали около двухсотмастеров, в том числе пятеро немецких специалистов. В 1967 годупроизводство начали постепенно сворачивать.

Фото: Клара СтейскаловаФото: Клара СтейскаловаВ то время начали появляться и цеха нового фарфорового завода,расположенного вблизи вокзала в самом конце городка. На старом заводеработу постепенно прекратили.

С 2009 года завод, в том числе предприятия в населенных пунктах Нова Ролеи Лесова, принадлежит акционерному обществу Thun 1794. В настоящее время напредприятии трудоустроено около ста пятидесяти сотрудников, которыепроизводят массовый и декоративно-прикладной фарфор, включая самыеразные сервизы. Многие изделия идут на экспорт. При декорированиииспользуется не только узнаваемый традиционный дизайн, но и болеесовременные мотивы. Новые изделия можно видеть и в интерьере местногозамка.

Львиные лапы ампирного зала

Заглянем в один из музейных залов. Он посвящен эпохе ампира, когда впериод с 1815 по 1830 год в большой моде были орнаменты с изображениемживотных. Самым популярным декоративным элементом тогда служилильвиные лапы, которые можно видеть не только на предметах мебели, но и вфарфоре. А на одной из ампирных чашек сохранилось старейшееизображение Праги в фарфоре.