Monoxylon III – на утлом суденышке за тайнами древности

Monoxylon III, фото: ЧТК / PR / Honza BartoňMonoxylon III, фото: ЧТК / PR / Honza Bartoň

"Моноксил" происходит от греческого термина, означающего челн,сделанный из цельного ствола дерева.

Ученые решили совершить свое плавание на копии долбленки по маршруту,по которому около восьми тысяч лет назад на Крит и на материкдоставлялся обсидиан, используемый не только для амулетов идобываемый на Милосе.

У «Моноксилона III», как можно догадаться, есть бывалыепредшественники, бороздившие моря в минувшие годы. «Моноксилон I»отправился в пробный 300-километровый вояж по островам Эгейского моря в1995 году. В 1998 году археологи совершили плавание протяженностью 800 км на«Моноксилоне II» из Сицилии в Португалию, совершив четырепромежуточные остановки.

Лодки созданы профессором археологииРадомиром Тихим, сотрудником Университета Градец Кралове иинициатором экспедиций, и его коллегами. Старт в гавани Лавриона

Нынешнее путешествие стартовало 25 мая в порту маленького греческогогородка Лаврион на юго-востоке Аттики, примерно в 60 км от Афин. Длинакорпуса последней лодки Monoxylon III составляет 9 метров, вес – 1,3 тонны. Втечение плавания друг друга сменяли две команды гребцов. В составкоманды вошли капитан и оператор-документалист. Для подстраховки наслучай штормового ненастья в пути «Моноксилон III» сопровождалкатамаран.

Радомир Тихий, фото: Milan Baják, архив Чешского радиоРадомир Тихий, фото: Milan Baják, архив Чешского радио«Судно мы пришвартовали на Крите на восток от аэропорта в Ираклионе напляже Kaртерос, в тех местах, где, судя по некоторым теориям, в периодбронзового века находилась пристань комплекса Кносского дворца. Этоодно из мест, где и сегодня можно хорошо пришвартоваться. Когда мыдоплыли до финиша, на часах было 11.02, и ветер усилился, так что, можносчитать, везение нам сопутствовало на протяжении всего пути. Экипажнашего судна – в полном порядке, мечта многих из нас осуществилась, авосторг, пережитый во время путешествия, был неописуем»,

–поделился впечатлениями с «Чешским Радио» по прибытии на КритРадомир Тихий.

Цели и задачи экспедиции

Фото: Google MapsФото: Google MapsПоследний отрезок пути между Санторини и Критом протяженностью болееста километров был очень важным с точки зрения историческогоконтекста, изучаемого в ходе нынешней экспедиции. Используя дляпередвижения копию судна, ученые пытаются понять, какие расстоянияприходилось преодолевать жителям Средиземноморья в давние времена.Это имеет принципиальное значение для анализа распространениявозможных способов сельского хозяйства, так как морской путьсчитается одним из них. Помимо этого, члены экспедиции получаютсведения, которые могут быть весьма полезны для объяснения того, какпроисходило заселение Kипра, распространение обсидиана между Сицилиейи побережьем Туниса, а также как в эпоху неолита переплывалиАдриатическое море.

Трудный отрезок между Санторини – отсюда путешественники отправились7 июня в 4.30, и Критом участники экспедиции разделили на две части:первый длиной 116 км пролегал из Санторини на Дия в 14 км севернееИраклиона, второй, завершающий этап, когда им пришлось собрать всесилы, – на Крит. Что оказалось самым сложным в пути?

– Самый трудный отрезок пути выпал между островами Санторини и Дия, мызаранее воспринимали это как большой вызов. Нам пришлось плыть 28 часовбез передышки, в том числе в ночное время, чередовались две командыгребцов. Но вложенные усилия стоили того,

Monoxylon III, фото: ЧТК / PR / Honza BartoňMonoxylon III, фото: ЧТК / PR / Honza Bartoň– отмечает профессор Радомир Тихий.

– Над расстоянием в сто километров, которое приходилось преодолеватьв доисторические времена в Средиземноморье, археологи долго ломалиголову. И вот мы преодолели его на примитивной лодке, что показательно.Сейчас мы уже знаем, какую роль играл парус в данном деле, какой должнабыть высота бортов судна, чтобы оно могло переплыть море, поясняетТихий.

Tрасса Milos была идентична маршруту греческой экспедиции Papyrela 1988 года,члены которой плыли на тростниковой лодке. Это позволит сейчассравнить воыможности обоих видов судов.

Члены экспедиции еще хотят подняться на Юктас – гора напоминаетголову человека, смотрящего ввысь, и в ближайшие выходные вернутся вЧехию.