Вдвоём вокруг света на автомобиле

Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд, Фото: Архив Чешского РадиоИржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд, Фото: Архив Чешского РадиоКогда Иржи и Мирослав познакомились в Высшей школе торговли в 1938 году изадумали осуществить путешествие вокруг света, они еще и непомышляли о славе. Как и большинство юных душ, их подгоняла жаждаприключений и открытий.

«Наверное, так сошлись звёзды, это было нам суждено свыше – то, что унас совпали интересы, то, что мы вместе учились и придумали нечто,выходившее за рамки тогдашней реальности. Только представьте, что свойплан мы разрабатывали в годы протектората, – приходилось дажескрыватьего от родных», - вспоминает Мирослав Зикмунд.

Однако родители и так отнеслись к «кругосветной затее» с пониманием.

«"А куда вы едете?" – "В Африку", – говорю я. То, что я в мамеценил больше всего – это то, что она не начала сетовать, не ворчала, что"это опасно". Она только и сказала: "Вы – оба взрослые,поезжайте"».

Уехать за мечтой – вернуться знаменитым

Фото: Computer pressФото: Computer pressПоскольку никаких финансовых запасов на дорогу у молодых инженеров небыло, они придумали, как заработать: решили, что станут живой рекламойавтомобильной марки Tatra.

«Не будем забывать, что мы начали путешествие спустя два года послеокончания войны. Все международные отношения были на тот моментразрушены, и мы, молодёжь, надеялись их как-то восстановить инормализовать. Во-первых, мы рекламировали наш автомобиль, Tatra 87 – и нетолько его, а чехословацкую промышленность в целом. Ну и, конечно, мыстремились к писательской деятельности», - говорит МирославЗикмунд. Проект был одобрен местными чиновниками. Завод Tatra выделил автомобиль,кроме того, путешественники получили стипендию в размере 400 тысяч крон.

22 апреля 1947 года в 10 часов 15 минут утра 26-летний Ганзелка и 27-летнийЗикмунд завели мотор «Tatra 87» в Праге перед зданием АвтоклубаЧехословацкой Республики.

За 1290 дней пути они объехали больше 40 стран в Европе, Африке и ЮжнойАмерике, преодолели 111 000 километров, 12 раз пересекли экватор, сделалиболее 10 тысяч фотографий и отсняли 11 километров плёнки разныхформатов. Они были первыми, кто пересёк Нубийскую пустыню наавтомобиле. В Чехословакии, томившейся за «железным занавесом»,репортажи Ганзелки и Зикмунда пользовались огромной популярностью.

Легендарная «Татра» сейчас является экспонатом Национальноготехнического музея в Праге.

Татра, Фото: Кристына МаковаТатра, Фото: Кристына Макова«Это необычайно элегантный автомобиль. Он отличается абсолютнойцелостностью конструкции, это выдающийся образец чешскогофункционализма. Эта модель не только функционировала и производиласьв обычном порядке, но являлась при этом футуристичной,современной», -отмечает специалист по автомобильной технике старого образца ПавелКасик.

Путешествие окончилось в Мексике: Ганзелка сломал левую руку и не могпродолжать путешествие. Зикмунда же, поскольку он был гражданиномЧехословакии, не пропустили бы на территорию США, и друзья быливынуждены вернуться домой. Однако за эти 3,5 года они добились того, что задумали.

«Думаю, что с финансовой точки зрения мы справились неплохо. Первоепутешествие обошлось нам в 20 тысяч долларов – эти затраты мы покрывалисами. Тогда доллар стоил 50 крон. Стипендия нам очень помогла в начале,но эту сумму мы вернули с лихвой. За время всего нашего путешествия мызаработали для Чехословакии 3 миллиона 200 тысяч долларов», -рассказывает Иржи Ганзелка.

Когда они уезжали в Африку, их провожали только близкие и друзья ипредставители фирмы Tatra. В финале пути их приветствовали уже толпылюдей, они стали знаменитостями национального масштаба.

Вторая дорога и 68-й год

Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка, Фото: ЧT24Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка, Фото: ЧT24На этом точка не была поставлена: в 1959 – 1964 годах Ганзелка и Зикмундпредприняли новое путешествие, на этот раз по странам БлижнегоВостока, СССР и Азии на автомобиле Tatra 805 в сопровождении механикаОльдржиха Халупы и врача Роберта Вита. Последних позднее сменилиМирослав Дриак и Йозеф Корыта.

Свои впечатления путешественники описали в череде новых книг ирепортажей, среди которых был также весьма критический отчёт оСоветском Союзе. Именно тот отчёт, а также тот факт, что ни Ганзелка, ниЗикмунд не поддержали ввод войск Варшавского договора на территориюЧехословакии в 1968 году, определили их дальнейшую судьбу.

Их изгнали из Союза чехословацких писателей, их книги исчезли изиздательств и полок магазинов, друзья остались без работы. До 1989 годаИржи Ганзелка трудился садовником, Мирослав Зикмунд подрабатывалпереводами.

Праздник без друга

Мирослав Зикмунд, Фото: Йиндрих Богм, ЧРоМирослав Зикмунд, Фото: Йиндрих Богм, ЧРоИз забвенья они вернулись после распада коммунистического режима,снова начали появляться на телеэкранах и издавать книги. Состояниездоровья не позволило Иржи Ганзелке вновь отправиться в путь, его другже самостоятельно посетил Японию, Австралию, Новую Зеландию, съездилна Шри-Ланку, в Сибирь и на Мальдивы. За свою деятельность писатели былинаграждены премией Эгона Эрвина Киша и чешской Медалью За заслуги.После смерти Ганзелки 15 февраля 2003 года Мирославу Зикмунду былаприсуждена почётная докторская степень Университета Томаша Бати вЗлине, он был награждён орденом Томаша Гаррига Масарика.

В Злине, где друзья обосновались после возвращения из первогопутешествия, в этом году состоится череда мероприятий в честь столетияМирослава Зикмунда. Так, в Музее Юго-Восточной Моравии будет работатьтематическая выставка, а в мае состоится международный детскийкинофестиваль, тема которого - «Открывай и познавай». С 14 февраляЧешская почта начнёт продажу специальных марок. Кроме портретов ИржиГанзелки и Мирослава Зикмунда на них будет схематично изображёнмаршрут их странствий.