Символ веры Марии Тайницер

Статуэтка Младенца Иисуса в музее города Йиндржихув Градец и Якоб Валашек, фото: Ондржей ТомшуСтатуэтка Младенца Иисуса в музее города Йиндржихув Градец и Якоб Валашек, фото: Ондржей ТомшуСоздательницей одеяния была Мария Хоппе-Тайницер, художница потекстилю и гобеленам. Ещё при жизни, в 1952 году, ей была присужденагосударственная награда II степени за выдающийся вклад в развитиечешского текстильного искусства. В Йиндрижихове Градце в настоящеевремя существует музейная экспозиция, посвящённая её работе итворчеству. Помимо оригинального текстильного оборудования, тканей,вышивок и гобеленов здесь находится также и костюм для пражскойстатуэтки Младенца Иисуса.

«Главная особенность этого наряда в том, что он был создан госпожойТайницер специально для статуэтки Иисуса.

Существует, правда, ещё одинэскиз, который был создан инженером-архитектором БржетиславомШтормом. Мария Тайницер работала с ним вместе над созданием гобелена,изображающего легенду о Святом Вацлаве. Однако эскиз Шторма и гобеленсейчас находятся в коллекции Художественно-промышленного музея вПраге. В местном же музее остался тот первый, оригинальный вариантодеяния, которое соткала госпожа Мария. Интересно, что оно до сих порпринадлежит семье Тайницер, так что в музее этот экспонат находится вовременном пользовании», - рассказывает историк-искусствовед ЯкобВалашек.

Наряд выткан из тонких позолоченных и посеребренных нитей. Известно,что он был создан приблизительно в 20-х годах ХХ века.

«На одеянии изображены различные растительные мотивы, очертаниязвёзд, мальтийский крест. Это особенное сочетание узоров подтверждаеттот факт, что эта вещь создавалась специально для фигурки Иисуса. Надосказать, это далеко не единственное одеяние Младенца – пражскуюстатуэтку переодевают в разных ситуациях, в том числе по случаюразличных торжеств».

Семейная реликвия

Идея о создании костюма для пражской святыни возникла у госпожиТайницер не случайно.

«Она была глубоко верующим человеком, и её в этом поддерживал еёсупруг, Владимир Хоппе, философ начала ХХ века. В его взглядаххристианство тесно переплеталось с философией, и он существенноповлиял на свою жену не только в том, что касалось творчества, но и ввосприятии жизни как таковой. Так что одеяние для фигурки МладенцаИисуса символизирует искреннюю веру его создательницы», - говорит ЯкобВалашек.

Несмотря на то, что одеяние создавалось специально для статуэтки, емуне суждено было выполнить своё предназначение.

«В конце концов, оно так и не было передано в Прагу и осталось вимуществе семьи Тайницер до сегодняшнего дня».

Работу госпожи Марии, однако, её потомки бережно сохранили, одеяние дляфигурки Младенца Иисуса передавалось из поколения в поколение. Пословам искусствоведа, в семье существуют и некие особые традиции, сэтим связанные, однако историкам о них пока мало что известно.

«Невозможно точно определить, какова стоимость данного одеяния. Её вомногом определяет мастерская, в которой его изготавливали, ткань иузоры, которые при этом использовались. Это, конечно, не самый первый,оригинальный наряд пражской статуэтки, но всё равно ему уже почти столет, так что он сам по себе имеет большую историческую ценность –особенно для нашего музея и экспозиции, посвящённой Марии Тайницер», -говорит Якоб Валашек.

Госпожа Мария Хоппе-Тайницер скончалась в 1960 году в возрасте 81 года. Еёмастерские по изготовлению гобеленов работают в городе ЙиндржихувГрадец и по сей день.