Канал Дунай-Одра-Лаба – финансово убыточен, но экономически жизнеспособен и выгоден

Фото: Ředitelství vodních cest České republikyФото: Ředitelství vodních cest České republikyСпециалисты считают, что с финансовой точки зрения строительстватакого гигантского канала является убыточным, но экономическижизнеспособным и в результате выгодным.

«Если бы проект оказался доходным, то есть приносил деньги запрохождение по каналу кораблей и так далее, то его бы мог реализоватьчастный инвестор. Согласно же результатам нашего исследования, этотплан является типичным инфраструктурным проектом, подобнымтранзитным автомагистралям или железнодорожным коридорам, ипредназначается инвесторам государственного уровня», –комментируетМихаэль Трнка из компании Aquatis, осуществившей для Министерстватранспорта данное специализированное исследование, которое обошлосьведомству в 27 миллионов крон (свыше 1 миллиона евро).

– «К числу факторов свидетельствующих об экономической выгодностипроекта относится транспортная функция канала Дунай-Одра-Лаба.

Однаконужно помнить, что это не только транспортная жила. Каналмногофункционален. Это коридор для поставки воды, он может служить дляпроизводства электроэнергии и для защиты от локальных наводнений. Напервом месте, конечно, транспортная функция – меньше поток машин,меньше пробок, снижаются выбросы углекислого газа, а также меньше иныхсопутствующих транспортных расходов».

Михаэль Трнка, фото: Архив Чешского радиоМихаэль Трнка, фото: Архив Чешского радиоМихаэль Трнка предполагает (в рамках исследования подобного родаоценка не осуществлялась), что транспортная функция составляет 60% отобщего объема полезных факторов, свидетельствующих в пользустроительства канала Дунай-Одра-Лаба. Предположительно, каждый час в ту или другую сторону по фарватеруканала могло бы проходить одно грузовое судно. Что, по мнению МихаэляТрнки, не помешает гражданам использовать канал также и для купания.

К числу главных факторов риска исследователи относят низкую поддержкупроекта со стороны политиков и общественности.

Против проекта строительства судоходного коридора Дунай-Одра-Лабавыступает ряд экологов. В июне текущего года, например, глава комиссиипо вопросам охраны окружающей среды Академии наук ЧР Йозеф Сеяк насеминаре в Сенате заявил, что авторы исследования намереннозлоупотребили методикой оценки возможного экологического вреда. Пословам Сеяка, финансовые объемы ущерба экосистемам могут в итогепревысить 100 миллиардов крон (около 4 миллиардов евро).

Еще раньше, в январе 2019 года, представитель экологического движения«Радуга» Ян Пиньос в эфире «Чешского Радио» назвал проектДунай-Одра-Лаба «лишним, разрушительным, дорогим и отдающиммегаломанией». По мнению представителя организации, это «абсурдныйпроект советского типа, подобный повороту течения сибирских рек сцелью орошения среднеазиатских территорий». Эколог также высказал опасение об ухудшении в стране ситуации сзасухами и наводнениями, о возможности обезвоживания территорий, атакже упомянул об угрозе пойменным лесам Южной Моравии.

Фото: Archiv Ministerstva dopravyФото: Archiv Ministerstva dopravyПотери воды опасаются и австрийские экологи.

Михаэль Трнка из компании Aquatis считает, что большинство протестующихэкологов материалы актуального исследования не изучили, а ихутверждения основываются на стереотипах, которые озвучиваются уже втечение последних 30 лет, когда речь заходит о строительствесудоходного канала Дунай-Одра-Лаба (Эльба).

«Наоборот, благодаря каналу территории можно водой обеспечить.Пойменным лесам в южной части Моравии уж точно ничего не угрожает.Именно в результате дискуссии, которую мы вели с коллегами,занимающимися вопросами экологии, мы, что касается хозяйствования сводными ресурсами, составили нейтральный вариант строительства. Дляэксплуатации судоходного канала нам вода не нужна, кромепервоначального периода его наполнения, который будет продолжаться втечение пяти лет. Расчеты показывают, что речь идет о половинекубометра воды за секунду, что всегда можно найти».

Михаэль Трнка утверждает, что проектная трасса канала обходит всеприродоохранные зоны.