Чем может обернуться для чешского бизнеса «жесткий» брексит?

Фото: Willfried Wende, Pixabay / CC0Фото: Willfried Wende, Pixabay / CC0«Большинство компаний не только в Великобритании, но и в самомЕвросоюзе, стараются заранее обезопасить себя от первого шока. Никтоне знает, какими правилами после брексита будут руководствоватьсятаможенные органы, будет ли товар облагаться таможенными пошлинами, докакой степени это отразится на расходах компаний», - объясняет замдиректора Объединения экспортеров Отто Данек.

Однако такая ситуация продлится не долго, предупреждает специалист.

«Британия сейчас обеспечит себя товаром как минимум на полгода вперед,соответственно после брексита спрос значительно снизится, по моимподсчетам, процентов на десять, на пятнадцать, как минимум».

В прошлом году чешский экспорт в Соединенное королевство превысил 200млрд крон (8 млрд евро).

Эта сумма представляет лишь 4 процента от общегопоказателя. Однако товар из Чехии поступает на британские островатакже через соседнюю Германию. А брексит негативно отразится и нанемецком экспорте.

«Так как некоторые чешские фирмы и не подозревают о том, что их товарпоступает через Германию именно в Великобританию, то они к брекситу неготовятся. Существует реальная опасность, что выход Соединенногокоролевства из состава ЕС застанет их врасплох. На деле это будетвыглядеть так, что ощутимо уменьшится количество заказов из такихгосударств, как Германия», - говорит главный аналитик Торговой палатыЧехии Карина Кубелкова.

Отто Данек, фото: archiv Otty DaňkaОтто Данек, фото: archiv Otty DaňkaПо подсчетам компании Deloitte, в случае «жесткого», нерегулированногобрексита, темпы роста чешской экономики замедлятся на две десятыхпроцента, в денежном исчислении это представляет 10 миллиардов крон.

Из-за роста таможенных пошлин и других неожиданных препятствий стоитожидать проблемы с доставкой товаров в обоих направлениях, продолжаетОтто Данек.

«Дороже станет не только доставка, но увеличатся и административныеиздержки. Готовиться надо также к удлинению сроков поставок посравнению с теми, к которым мы привыкли».

В так называемую группу риска входит, прежде всего, отрасльавтомобилестроения, которая представляет четверть чешского экспортав Великобританию. К тому же, как уже было сказано, многие запчастипоступают на острова через Германию. По мнению Петра Кнапа, аналитикакомпании ЕY, стоит ожидать и уменьшение спроса на новые автомобили.

«Ожидается, что рынок продажи новых автомобилей на британскихостровах может уменьшиться на 10 – 20%. Это будет обусловлено, во-первых,снижением курса фунта стерлингов, а во-вторых, замедлением экономикиСоединенного королевства», - считает Петр Кнап.