Чешская фирма представила систему, способную выявлять фейковые новости

Франтишек Врабел, фото: Михаела Данелова, ЧРоФрантишек Врабел, фото: Михаела Данелова, ЧРоПредставленная на конференции система выявления дезинформационногоконтента вызвала среди экспертов резонанс, и чехи получили отправительств Великобритании и США грант на дальнейшие расследования вразмере 5,7 миллионов крон (228 тысяч евро).По утверждению господина Врабела, Semantic Vision следит за 90 процентамиобщемирового контента новостных сайтов. В среднем, системаанализирует чуть более миллиона статей и блогов в день, полученных из600 тысяч источников, на десяти крупнейших языках мира. Программаспособна распознавать как появление новых сайтов, так и тех, которыеуже не используются.

«Работа системы основана на принципах функционированиячеловеческогомозга: то есть, она следит за языком, морфологией, значением слов и фраз,контекстом.

Можно сказать, что указанная система подвергаетопубликованный текст подробному семантическому анализу. А для того,чтобы понять, появилась ли та или иная информация на сайте случайно,или она носит повторный характер, используется разработанный чешскойкомпанией метод анализа крупных данных», - рассказал «ЧешскомуРадио»Франтишек Врабел.

Semantic Vision создавалась в коммерческих целях. Ее заказчики - этотранснациональные компании, для которых фирма составляет анализырисков. Это - корпорации, у которых сотни тысяч поставщиков, ичеловеческому мозгу не по силам предварительно изучить все из них.Чешских заказчиков у фирмы нет.

Толчком послужила аннексия Крыма

Фото: Roman Kondratěv (RomWeb) via Foter.com / CC BY-NC-NDФото: Roman Kondratěv (RomWeb) via Foter.com / CC BY-NC-NDПочему Semantic Vision начала заниматься анализом фейковых новостей ипропаганды?По словам Франтишека Врабела, который раньше работал в чешскихоборонных структурах – это была его личная инициатива в реакции нааннексию Россией Крыма. Как он заявил в интервью журналисту ОндржеюГолису, его фирма анализирует всю публикуемую информацию, внезависимости от темы. «Вопрос заключается только в том, какие данныеизнее необходимо извлечь. Анализ по Крыму показал, что кампания врусскоязычных СМИ по формированию негативного восприятия Украинывелась на полуострове еще за два года до аннексии. Наблюдаласьзначительная разница в освещении актуальных событий в Украине состороны российских и мировых СМИ», - рассказал глава Semantic Vision.

Компания, например, провела также сравнительный анализ способаосвещения двух авиакатастроф российскими и мировыми СМИ – крушениярейса MH-17 компании Malaysia Airlines над территорией восточной Украины, итеракта против самолета российской авиакомпании Metrojet («Когалымавия»),который взорвался после старта в Шарм-эш-Шейхе в 2015 году.

Франтишек Врабел, фото: Михаела Данелова, ЧРоФрантишек Врабел, фото: Михаела Данелова, ЧРо«В случае российского лайнера, способ освещения и реакция на новыезаключения следователей, соответствовали мировым СМИ. А вот освещениекрушения рейса MH-17 было абсолютно другим. Количество информации,поступавшей в российские СМИ, было в двадцать раз меньше, чем той,которая появлялась в мировых средствах массовой информации. А реакциина новые витки в исследовании не отражались вовсе. Мы анализировали 24тысячи российских новостных сайтов и блогов, и картина была вездеаналогичной».

Фирма Semantic Vision утверждает, что на территории Чешской Республикиежедневно анализирует информацию с 4 тысяч сайтов. Две трети фейковыхновостей размещены на 22 из них. Дезинформационный контент составляет 7процентов от общего объема опубликованной в Чехии информации, кромепрочего, благодаря ее распространению в Фейсбуке. «Например,«информацию» о том, что на востоке Украины были зафиксированы случаираспятия детей, получила четверть пользователей Сети в Чехии, то естьоколо двух, трех миллионов читателей».

«Диссидент Запада»

Милош Земан, фото: Михаела Данелова, ЧРоМилош Земан, фото: Михаела Данелова, ЧРоВ пророссийской пропаганде часто обвиняется президент Милош Земан.Что говорит по этому поводу Франтишек Врабел?

«Если судить по главным нарративам российской пропаганды, к которымотносятся утверждения, что «Крым был всегда российским», а «Украинаполна фашистов», то мы видим, что президент их часто перенимает. Частьподобных высказываний, конечно, озвучивает и его окружение:пресс-секретарь (Иржи Овчачек) и канцлер (Вратислав Минарж)».

Аналитик считает, что близкие сотрудники Милоша Земана оказывают нанего большое влияние. Среди других, Врабел упоминает также имясоветника президента Мартина Неедлего, который, «несколько лет жил вРоссии, но при этом отказывается сообщить, чем он там занимался».

Судя по анализу Semantic Vision, Милош Земан выступает в российских СМИ в роли«диссидента Запада». О нем сообщается как о сильной личности, котораяне боится рассказать правду о том, насколько плоха политика Запада вотношении России. В российских СМИ ему уделяется намного больше места,чем ряду других, более значимых политиков, заключает Франтишек Врабел.