Ласточкино Кредо

Микола Леонтович, фото: открытый источникМикола Леонтович, фото: открытый источникИстория зимних «колокольчиков» тесно связана с городом Покровск, вкотором в 1904-1908 годах жил, работал и творил молодой композитор ихоровой дирижёр Микола Леонтович. В местной железнодорожной школе онначал преподавать музыку, а вскоре создал и хор из рабочих, которыйвыступал не только перед местными жителями, но и получил известностьво всём Донецком крае. Перед отъездом из Покровска композитор оставилна память школе хлебницу с изображением ласточки – по-украински«щедривки», символа Рождества и начала нового этапа в жизни (этахлебница до сих пор хранится в местном музее).

Тогда же им и был создан «Щедрик». Исследователи считают, что всегобыло четыре версии композиции, первая была написана в 1902-1903 годах, наддругой Леонтович работал в 1906-1908 годах.

Основой для песни, по словам одного из организаторов проекта ЕленыЛань, послужила языческая славянская традиция.

«Древние славяне праздновали свой Новый год весной, когда природапробуждалась, когда возвращались ласточки. Вот именно эта ласточка иявляется символом «Щедрика» сегодня. Конечно, позже, с приходомхристианства «щедривки» и «колядки» переместились на зимний период».

Европейцы впервые услышали песню украинского композитора 11 мая 1919года на сцене Национального театра в Праге. Её исполнила УкраинскаяРеспубликанская Капелла под руководством дирижёра Олександра Кошице.

Капелла была организована по предписанию Симона Петлюры, главыДиректории Украинской Народной Республики, в разгар борьбыукраинского народа за независимость. В ходе европейского турнеколлектив должен был представить миру уникальность национальнойкультуры и её богатство. Задача была выполнена – и главную роль в этомсыграл «Щедрик».

«Природа этой музыки несет настолько универсальные коды, и настолькогениально была обработана композитором Леонтовичем, что, где бы она низвучала, она находила живой отклик в душе большого числа людей, нетолько музыкантов. Она стала народной традицией в каждой стране, где еёоднажды услышали», - рассказывает дирижёр УкраинскогоРеспубликанского хора NOW Credo Богдан Плиш.

В 1922 году «Щедрик» был впервые исполнен в США с английским текстом.Интересно, что эту версию написал американский композитор,аранжировщик и педагог украинского происхождения Питер Вильговский,который родился в Нью-Джерси. Текст был создан специально длясимфонического оркестра NBC Radio и впервые прозвучал в период великойдепрессии в США.

Now Credo, фото: Камерный хор «Кредо»Now Credo, фото: Камерный хор «Кредо»Спустя сто лет рождественский гимн вновь вернулся на пражскую сценублагодаря действиям Союза промышленников-предпринимателей Донецкойобласти. Его сотрудники, занимаясь созданием музея историипромышленности Украины на Донбассе, узнали о Миколе Леонтовиче и егосвязи с Покровском. Рассказывает руководитель Донецкого отделенияукраинского союза промышленников и предпринимателей Вячеслав Редько.

«Мы обратились к мэру города Покровска, показали этот факт, и он понял,что это может стать «фишкой» для города. После этого был прописан оченьинтересный проект. В Покровске в конце прошлого года был организованконкурс хоровых коллективов. В нём выиграл киевский хор Credo. Ровно столет назад в мае хоровая капелла приехала в Прагу, и стартовалевропейский тур. Задача его была показать, что есть такая страна, какУкраина, есть культура, есть язык, есть песни, есть костюмы. Мыповторяем этот тур. Учитывая, что в том хоре было 82 человека,руководитель этого хора Credo принял решение добрать до полного состава82 человека из других коллективов».

Получившийся проект носит название «Через культурную дипломатию кэкономической независимости Украины».

«Наша задача, чтобы в это турне вместе с хором поехалобизнес-сообщество, которое будет рассказывать о своих достижениях вобласти бизнеса. Мы очень хотим, чтобы все страны, которые будутслышать голос этого хора, понимали, что за этим стоит еще и экономика.Нам нечего делить, мы должны соревноваться на спортивных и культурныхплощадках, и это мы сегодня показываем», - говорит Редько.

Богдан Плиш, фото: Камерный хор «Кредо»Богдан Плиш, фото: Камерный хор «Кредо»Жанр коллектива нельзя определить однозначно как классический или какнародный. По словам дирижёра Богдана Плиша, на суд публике будутпредставлены очень разные композиции.

«В первом отделении мы показываем произведения украинской духовноймузыки, частично те, что входили в репертуар капеллы под руководствомКошице сто лет назад, и частично – произведения современныхукраинских композиторов. То же самое происходит со вторым отделением,где мы демонстрируем фольклорную украинскую музыку. Там естьобработки композиторов начала XX века, Леонтовича, Яциневича, Стеценко,и всех остальных. И есть обработки современных украинскихкомпозиторов – Станкович, Гаврилец, Яшвили, Шухт, Сильвестров».

Задачи турне, которое повторяет гастроли хорового ансамбля сто летназад, практически те же самые: вызвать симпатию к Украине, представитьеё культуру, и заодно напомнить украинскому народу о том, что именноего объединяет.

«У нас есть очень четкое осознание миссии нашего проекта и четкоеосознание того, что то, что мы представляем – безусловно ценно.Ценность эта – не только внутренняя, она – общечеловеческая», –уверен Богдан Плиш.