Бедность в Праге – вчера и сегодня

Фото: Архив Музея ПрагиФото: Архив Музея Праги

Самые бедные из неимущих в XIX и начале XX века находили свой кров даже вскальных образованиях, которые становились для них домом не на год илидва, а на много лет. Судя по немногим сохранившимся фотографиям ивоспоминаниям, в скалах вырубали каморки, к которым делали пристройкис использованием дерева, глины, земли.

Вторая экспозиция под названием «Дымовая гора» знакомит с проектомсовременного анонимного автора, жившего несколько недель вместе спражскими бездомными и исследовавшего их коммуны.

Рабочая беднота жила в вагонах, подвалах и скальных «квартирах»

Бедняцкие поселения на территории нынешней Праги – об одном из нихписал и Карел Чапек в своем фельетоне «На Рафанде» – начали массовопоявляться как следствие промышленной революции XIX века.

Большинствоиз них возникали вместе с развитием промышленных предприятий: на новыезаводы и цеха в Прагу устремились тысячи деревенских жителей.Квалифицированные рабочие могли позволить себе арендовать дешевоежилье рядом с заводами на Смихове, в Либени, Карлине и Высочанах.Остальным, однако, пришлось искать иной выход из положения,преодолевая трудности с поиском крыши над головой по принципу «голь навыдумки хитра». Многие люди ночевали на заводской территории и вподземельях.

Фото: Архив Музея ПрагиФото: Архив Музея ПрагиAвторы выставки «Бедная Прага» исследуют феномен жилищ терпящих нуждулюдей в историческом разрезе и широком контексте, с 1781 года – какнапоминание о реформах императора Иосифа II, уделявшего много вниманиясоциальной сфере, по 1948 год. После прихода к власти коммунистов многиеиз таких поселений исчезли с карты города, людей начали переселять впанельные дома.

— Известно ли, сколько таких кварталов с бедняцкими хижинаминасчитывалось в чешской столице до Второй мировой войны?

– Я затрудняюсь сказать точно. У нас возникли сложности сопределением, что считать бедняцкими поселениями, а что местомсосредоточения времянок. В любом случае, поселений, где насчитывалосьоколо ста строений, могло быть от десяти до пятнадцати. Россыпь такиххибарок можно было видеть в районе Жижкова, у Капсловны. К большимнеблагоустроенным районам относились примерно десять поселений – НаСтржи, Под Богдалцем, Просек, в Высочанах за фирмой «Аеро», где было до150 жилых единиц, и другие. Самым многонаселенным среди них были Слатиныс 400 домиками. Там проживало, по нашим предположениям, до двух споловиной тысяч пражан,

Яна Викторинова, фото: YouTubeЯна Викторинова, фото: YouTube– рассказала Русской редакции «Радио Прага» автор выставки «БеднаяПрага», историк Яна Викторинова.

В Слатины, к слову, сегодня организовывают и экскурсии, во времякоторых можно узнать много интересных фактов о довоенной жизнималоимущих пражан. Новопоселенцы нередко строили жилища из бросовогоматериала, ящиков, любых досок. Власти города даже призывали пражскуюжелезнодорожную компанию продавать нуждающимся в жилье ненужные имвагоны. Отреагировали ли железные дороги на призыв, и наскольковостребованными оказались вагоны?

— Да, несомненно. Железные дороги откликнулись на просьбу призыв, и внекоторых районах оказалось много вагонов. Вагонное поселениеобосновалось на Мальвазинках (сегодня это пятый район Праги), где былодевяносто таких временных пристанищ. Много железнодорожных вагоновнавсегда сошло с рельсов на территории столичного района Высочаны,расположенной за фабрикой «Аеро». Ее прозвали «Китаем» (Čína). Вообще-то,это было делом непростым, и не столько из-за стоимости самих вагонов –они были не столь дорогостоящими, а из-за их транспортировки,вылетавшей в копеечку. Поэтому в высочанском «Китае», где находиласьжелезнодорожная станция, оказалось гораздо больше вагонов. Их былопроще доставить сюда по рельсам, чем в какой-либо другой район,находившийся вдали от железнодорожных путей, на склоне холмов.

Скальное жилище в поселке Льготка, фото: Архив Чешского Радио - Радио ПрагаСкальное жилище в поселке Льготка, фото: Архив Чешского Радио - Радио ПрагаВ период жилищного кризиса появились и конурки, высеченные в скалах –некоторые районы и окрестности Праги имеют холмистый рельеф искалистые склоны. Такие нетипичные помещения обустраивали, например, вскалах под Страговом, на территории Ладронки и На Видоуле. Обычно вкаменной хижине вначале была лишь одна клетушка с окном. Позже каморкустремились расширить. Образец скального жилища, в котором оборудованмузей, можно и сегодня увидеть в поселке Льготка, вблизи городаМельник, примерно в 50 км от Праги. Его владельцы постепенно достроилихозяйственные помещения (фото на странице "Радио Прага").

– Возвращаясь к бедняцким поселениям – сколько лет люди оставалисьтам, и какой площадью вынуждены были довольствоваться?

Слатины, фото: Войтех РушкаСлатины, фото: Войтех Рушка– На основе сохранившихся данных в архивах тех районов, которые современем преобразились до неузнаваемости, стало известно, что в такихкварталах как Под Богдалцем и Слатины до сих пор живут потомки техжителей прошлого столетия. В ряде случаев люди выкупали эти домики, ноэто происходило не в массовом порядке. В первые годы люди жили вужасающих условиях, без водопровода, электричества, канализации.Обочины не были укреплены, сбор мусора не организован. Тем не менее,довольно быстро власти начали вкладывать средства в благоустройствоэтих территорий, в электрификацию, хотя и не повсюду, и в водопроводныеколонки, которые тогда по большей части помогали решить вопросводоснабжения. Условия проживания в этих уголках столицы постепенноулучшались.

Слатины, фото: Войтех РушкаСлатины, фото: Войтех РушкаВначале люди ютились в крохотных домишках в девять «квадратов» или ввагонах в восемнадцать «квадратов», но как только у них появилиськакие-то финансовые средства, они в большинстве своем не выселялись изэтих жилищ, а начали возводить пристройки. И многие из этих тесныхдомиков к концу 1930-х годов даже достигли размеров вполне стандартныхособняков.

Горькую усмешку вызывает у посетителя выставки историческаяпараллель. Рядом с фотографией весьма неказистой каморкимногострадального жителя довоенного поселения размещено объявление опродаже современной пражской 20-метровой квартиры в аналогичном месте,стоимость которой достигла почти двух миллионов крон. Сегодня жилье вПраге является недостижимой мечтой для многих.

В "колонках" были дружины пожарных, лавки и пивные

"Колонка" Аризона, фото: Wikimedia Commons, открытый источник"Колонка" Аризона, фото: Wikimedia Commons, открытый источникИнститут этнографии и фольклористики Чехословакии проводил в 1960-егоды опрос среди обитателей бедняцких окраин. Большинство их считаликрайне тяжелыми лишь самые первые годы проживания в поселениях,говоря, что привыкли к ним, и считали, что они имеют целый рядпреимуществ в «колонках», как их называли, по сравнению с жизнью вдругих районах столицы. Арендная плата в таких домишках была в разыниже, чем в центре города, где рабочие жили в переполненных квартирах.Особых конфликтов на бытовой почве было немного, люди жили дружно.

В поселениях организовывали собственные дружиныпожарников-добровольцев, были здесь и свои мясные и другие лавки,объединения и пивные, где после работы пропускал кружку-другуютрудовой люд. Люди держали, к примеру, кур и, как свидетельствуютрассказы некоторых очевидцев, чувствовали себя там свободнее, чемжильцы подвальных помещений. Со временем в поселениях поселялись имелкие чиновники. Многим из них в период Первой республики жилье впражских квартирах было недоступно.

Фото: ЧТФото: ЧТ– Участники тогдашнего опроса подчеркивали сплоченность жителей,хорошие соседские отношения и наличие других положительных факторов.Стандарты этого жилья со временем повысились, люди проводили засобственные средства электричество туда, где его не было, хотяоставались и такие, у кого денег на это не хватало; они обходилиськеросиновыми лампами. Ряд жителей покинул эти места после Второймировой войны. Массовое выселение этого люда происходило в 1960-70-е годы,так как многие являлись первоочередниками на получение квартиры отгосударства. Многие такие районы тогда исчезли,

– говорит автор выставки Яна Викторинова.

«Бедность сегодня чаще вызывает не сентиментальность, апренебрежение»

«Дымовая гора», фото: Архив Музея Праги«Дымовая гора», фото: Архив Музея ПрагиВыставка «Бедная Прага» (Chudá Praha) продлится в Музее Праги до 25 августатекущего года. Наряду с ней здесь открыта выставка «Дымовая гора». Эточасть проекта автора, исследовавшего жизнь коммун бомжей, котораязавершится 30 декабря. Кроме района на Тршебешине, известного подназванием «Дымовая гора», где бездомные селились до 2015 года,экспозиция знакомит и с другими пражскими местами, гдеконцентрируются люди без крыши над головой. Здесь представленыдокументальный фильм, несколько каталогов с фотоснимками и записямибесед с людьми, потерявшими кров. Они были сделаны автором, которыйвыступает под псевдонимом EPOS 257.

– «Дымовая гора» документирует одно из мест обитания сегодняшнихбомжей. В то время как свидетельства бедности на фотографиях прошлого,запечатлевших старую Прагу вместе с ее неимущими жителями какисторические свидетельства нередко нами воспринимаются с некоторымумилением и даже ностальгией, нынешняя бедность в ее крайнемпроявлении вызывает, скорее, антипатию. Я полагаю, что сегодняшняянищета не только отталкивает, вызывая чувство брезгливости, но иставит перед нами неприятные морально-этические вопросы, которые намне хочется решать. Поэтому в целом, я полагаю, тема бедности сегодня –не столько табу, сколько ею просто пренебрегают,

– подытоживает Я. Викторинова.

Посмотрите, в какой обстановке вырастают будущие «дегенераты»

Карел Чапек, фото: открытый источникКарел Чапек, фото: открытый источникКрайнюю озабоченность последствиями нищеты высказал в 1921 году и КарелЧапек в рассказах о очерках «Прогулки по Праге», где описываетсяполицейский обход в Коширже и других местах.

"Это последний этап полицейского обхода. Что же мне еще описать вам?Сарай, в котором уже много лет живет семья с шестью ребятами? Бараки, незапирающиеся даже на ночь? Входите свободно, только не наступите натех, кто спит прямо в коридоре. Да, да, тут налево — старуха, ее дочь икуча детей. Господи, эти десять скелетов еще шевелятся? Неужели вы ещедышите, человеческие призраки с огромными глазами? Разве смерть ототчаяния и нищеты так трудна?

Боже, если только твое владычество простирается на Попелки, если этоместо осуждено и покинуто тобою самим, дай отчет и оправдайся в том, чтоты позволил сделать с этими людьми! Или кто виноват в этом ужасе?Общественность? Но она ничего не знает о Попелках, она даже случайно незаглядывает туда, — через Попелки не проходит никаких дорог: это крайсвета.

Фото: Архив Музея ПрагиФото: Архив Музея Праги ...Думаю, что никакая благотворительность не в состоянии устранить этупредельную нищету. Прежде частная и общественная благотворительностьинтересовалась главным образом неимущими стариками: устраивалабогадельни, убежища для потерявших трудоспособность престарелыхобоего пола. Современное попечительство о бедных распространило своюдеятельность на сирот и калек; стала заботиться о малолетних слепых, одетях, страдающих рахитом, скрофулезом и слабоумием. Но всего этогомало. Там, на дне, в одной семье растет по шесть, восемь, десять человекдетей.

... А главное — не думайте, что эта нищета имеет хоть что-нибудь общее севангельской добродетелью; она похожа на что угодно, только не надобродетель — на страшную болезнь, на проклятье и еще вот на что: какбудто перед вами — какая-то другая раса, другой животный вид, неимеющий почти ничего общего с человеком.

...Разные таблицы рассказывают нам о том, какое количество преступниковпроисходит от родителей-алкоголиков, бродяг, воров. Но прежде чемуверовать в наследственное происхождение зла, пойдите посмотрите, вкакой обстановке вырастают эти будущие «дегенераты»; тогда вы поймете,что главным наследственным фактором дегенерации является нужда".