Дмитрий Кубасов: «Тема гомосексуальности в России "перегрета"»

Кадр из фильма Бабочки, Фото: архив кинофестиваля ИглаваКадр из фильма Бабочки, Фото: архив кинофестиваля ИглаваФильм под названием «Бабочки» снят на камеру самим героем ленты –двадцатилетним Лешей, и вместе с ним зритель проживает от начала доконца его роман с другим парнем – Григорием. Герой фильма и режиссер вданном случае выступают как соавторы – протагонист предоставляетживой материал, а режиссер монтирует и создает законченную картину.

Дмитрий Кубасов рассказал «Радио Прага», как данная документальнаякинолента выросла из его интереса к тому, как герой снимает фильм осамом себе. С практикой документального повествования связанроссийский проект под названием «Реальность», в котором такжеучаствовал Дмитрий:

«Мы вместе с российскими режиссерами делали на эту тему такойизвестный в России проект, который называется «Реальность», где заполгода к нам пришло на кастинг более 2000 человек, готовых снимать своюжизнь на камеру. Герой фильма, собственно, появился после этогокастинга. К моему большому сожалению, сама «Реальность» как проектостался сугубо российским – он не стал интернациональным. Мывыкладывали ролики в Интернет, а я все-таки хотел сделать какую-тозаконченную форму– то есть фильм. Я люблю фильмы. Мыпоэкспериментировали с роликами, но мне хотелось сделать полноценныйфильм, я люблю кино, кинозал, его атмосферу. А параллельно, у меня былинтерес к гомосексуальности как к теме, потому что она была довольно«перегрета» в России несколько лет назад, и я видел, что некоторые моиколлеги на эту тему высказывались или пытались высказаться, нопонимал, что эти высказывания меня не устраивают. Вообще-то я долгорешался на это – я не понимал, через что и как к этой теме можно, впринципе, подойти, чтобы фильм не исчерпывался темой гомосексуальныхотношений, чтобы он стал фильмом, в котором важны, в первую очередь,сами отношения», – рассказывает режиссер.

Каждому кандидату, пришедшему на кастинг «Реальности», задавалисьдостаточно интимные вопросы – участники должны были полностьюоткрыть на всеобщее обозрение свою жизнь. Так Дмитрий Кубасовзаинтересовался историй Леши:

«Мы стали спрашивать: «А девушка у тебя есть»? – «Извините, девушки уменя нет, потому что я не по девочкам». – «А как?» – спросили мы. «Попарням», – ответил Леша и стал снимать свою жизнь. Сначала на мобильныйтелефон, потом, когда он принес первый материал, – это оказалось оченьинтересно».

Фото: архив кинофестиваля ИглаваФото: архив кинофестиваля ИглаваВо время съемок произошла история – герой фильма прожил целыеотношения, от начала до конца – за всем «подсматривает» зритель.Помимо этого мы проникаем во многие интимные аспекты жизни Леши –конфликт с матерью, его отношения с близкими друзьями. При этомрежиссер и герой договорились не допускать какой-либо цензуры илисамоцензуры в финальномварианте фильма:

«Я, снимая фильм, спрашиваю: «Я имею доступ, стопроцентный доступ втвою жизнь, могу ли я все это использовать?». И если герой говорит «да»,то мы начинаем работать».

«Перегревание», темы гомосексуальности в России не останавливаетДмитрия Кубасова в намерении показать фильм на родине:

«Я надеюсь. Во всяком случае, мы подали заявку на участие в российскихфестивалях, и я надеюсь, что мы найдем возможность показать этот фильм.Даже если фестивали не возьмут фильм, что бывает, то мы придумаемспособ, как можно донести фильм до российской публики, потому этовсегда – особые впечатления, особые эмоции, когда показываешь фильм всвоей стране», – делится планами режиссер.