Полотна чешских сюрреалистов - в Праге по прошествии 80 лет

Выставка Группы сюрреалистов в «Манесе» (Фото: ЧТ24)Выставка Группы сюрреалистов в «Манесе» (Фото: ЧТ24)Выставка приурочена к открытию малого зала в «Манесе», прошедшегореконструкцию, а также по случаю юбилея со дня первой выставки Группысюрреалистов в Чехословакии. Автором каталога, изданного к той давнейвыставке, были Карел Тейге и Витезслав Незвал. Именно перу последнегопринадлежат сюрреалистические пояснения к отдельным картинам, обавторах которых призван напомнить сей выставочный проект.

С легкой руки французского поэта и литературного теоретика АнрэБретона, автора вышедшего в 1924-м году «Манифеста сюрреализма»,сверхреализм со временем нашел своих последователей среди чешскихлитераторов и художников и оставил заметный след в их творчестве. Уже в1925 г. Штырский и Тоайен спешат на выставку сюрреалистов в Париж, гдепозже становятся членами группы Бретона, хотя их сопринадлежность сданным течением формировалась постепенно.

Тоайен и Йиндржих Штырский (Фото: Чешское Телевидение)Тоайен и Йиндржих Штырский (Фото: Чешское Телевидение)В 1930-е годы сюрреализм как философия и мировоззрение проникает также впроизведения других чешских авторов, включая поэтов. ЧешскаяСюрреалистическая литературно-художественная группа была основана в1934 году. Ее духовным лидером стал поэт, писатель и драматург ВитезславНезвал, один из первопроходцев на поле чешского авангарда,познакомившийся в Париже с Бретоном и Элюаром.

В Сюрреалистическуюгруппу помимо Тоайен и Штырского входили Франтишек Музика, ВинценцМаковский, Констатин Библ, Карел Тейге – костяк ранее существовавшейгруппы «Деветсил», где встречались талантливейшие представителимногих областей искусства, разделявшие в той или иной степени левыевзгляды (именно в этот период в Чехии возникли теории «оптическойпоэзии» и «поэтизма»).

Выставка Группы сюрреалистов в «Манесе» (Фото: ЧТ24)Выставка Группы сюрреалистов в «Манесе» (Фото: ЧТ24)Разлад среди чешских сюрреалистов заставил Незвала в знак протестапротив антисоветских взглядов большинства членов сюрреалистическойгруппы, объявить в 1938 году о ее роспуске. Примерно на это же времяприходится и эпизод, когда произведения Штырского и Тоайен сталинежеланными на выставке в Москве. Некоторые члены объединения сроспуском не смирились, часть их продолжала свою деятельность до 1939года.

Главное внимание посетителей нынешней выставки приковано к«Человеку-каракатице» и «Teкучей девушке» Штырского, а также к«Магнитной женщине» Тоайен – все три полотна написаны маслом в 1934году. Трио одушевленных образов дополняют «Сейфы» 1946 г., отсылающие кпереживаниям военной поры, выпавшим на долю Тоайен. Какова историяперемещения этих работ?

Йиндржих Штырский: «Человек-каракатице» (Фото: Adolf Loos Apartment and Gallery / aloos.cz)Йиндржих Штырский: «Человек-каракатице» (Фото: Adolf Loos Apartment and Gallery / aloos.cz)Картины увидел на выставке в парижском центре Жоржа Помпиду еще в 1982году французский коллекционер Бернар Галато. Он признается, чтополотна Штырского и Тоайен его околдовали. Позже коллекция былавыставлена на торги, и часть этих работ Галато смог приобрести длясвоей коллекции. Возвращался этот ценитель авангарда, по его же словам,с аукциона, с совершенно пустыми карманами.

- И, признаюсь, я нередко спрашивал сам себя - почему я вдруг, ни с тогони с сего, решил их купить? Три года я был наедине с картинами в своейквартире, без того, чтобы кто-то одобрил этот мой выбор. До того дня, какодна дама – она была одета во все черное, позвонила в мою дверь.

Устроитель выставки Владимир Лекеш (Фото: Чешское Телевидение)Устроитель выставки Владимир Лекеш (Фото: Чешское Телевидение)Войдявовнутрь, она сказала – я хотела бы видеть эти полотна, но чтобы я былаодна. Я вышел в соседнюю комнату, испытывая некие опасения – а вдругэта гостья захочет уничтожить работы? Но должен сказать, что именно поее идее полотна эти выставлялись вначале в США, а позже мы вместеустраивали выставки этих работ в Великобритании, Германии, Италии,Испании и других странах. Потом появились контакты с Прагой,

рассказывает Б. Галато. Он верит, что когда-нибудь эти полотна, которыеныне являются собственностью его дочери, вернутся в Прагу и восполнятпробел в коллекции художественного наследия Чехии.Слово устроителю нынешней выставки Владимиру Лекешу из Adolf Loos Apartment andGallery.

Йиндржих Штырский: «Teкучая девушка» (Фото: Adolf Loos Apartment and Gallery / aloos.cz)Йиндржих Штырский: «Teкучая девушка» (Фото: Adolf Loos Apartment and Gallery / aloos.cz)- Я познакомился с семьей Галато в Париже примерно десять лет назад иувидел их уникальную коллекцию. Мы поддерживали контакты, что вылилосьв идею устроить в «Манесе» выставку, где будут представлены знаковыеработы ведущих представителей чешского сюрреализма. Работы известнычехам, к примеру, по обложкам монографий и других книг. Это редчайшаявозможность увидеть их воочию на уникальной выставке, котораяпродлится до 1 февраля и будет открыта ежедневно с 10 до 18 часов.

- Планируете ли вы дальнейшее сотрудничество в рамках выставочнойдеятельности в «Манесе»?

- Да, обязательно. Например, с 10 февраля именно в этом зале откроетсявыставка художника с Корсики Жан-Жака Папи.

Тоайен: «Магнитная женщина» (Фото: Adolf Loos Apartment and Gallery / aloos.cz)Тоайен: «Магнитная женщина» (Фото: Adolf Loos Apartment and Gallery / aloos.cz)- А что касается современных чешских художников, интересуетесь ли выих работами и находите ли возможности для их поддержки?

- Да. Наше общество Adolf Loos Apartment and Gallery планирует в текущем году проект«Лето с Манесом». В рамках этой программы мы хотим пропагандироватьсовременных чешских молодых художников. Избранные авторы смогутэкспонировать свои работы в прославленном «Манесе».

- Каково ваше отношение к данным работам и к художникам «формата»Штырский или Тоайен? «Примеряли» ли вы, будучи представителемаукционного общества Adolf Loos Apartment, цены на эти полотна?

Выставка Группы сюрреалистов в «Манесе» (Фото: ЧТ24)Выставка Группы сюрреалистов в «Манесе» (Фото: ЧТ24)- Картинами Штырского и Тоайен я восхищаюсь. Я сам в рамкахдеятельности нашего аукционного дома, предлагающего качественныепроизведения искусства – мы причастны к установлению почти всехаукционных рекордов в Чехии, продал уже несколько значительных картин,однако ни одна из экспонируемых сейчас в Праге работ этих мастеров, ксожалению, не продается. Если бы у нас была возможность выставить этиполотна на торги, полагаю, что их стоимость могла бы достичь 40 - 45 млнкрон (1 607142 евро).