Чешский молекулярный биолог Пекова: «Новый коронавирус создан человеком»

Соня Пекова, фото: Томаш Черны, ЧРоСоня Пекова, фото: Томаш Черны, ЧРоЧешская лаборатория Tilia Laboratories специализируется на ветеринарноймолекулярной биологии, а также ветеринарной микробиологии и генетике.«Мы этим и занимаемся, что исследуем вирусы, циркулирующие средиживотных, которые способны поражать людей», рассказывает Соня Пекова.

«На мой взгляд, этот вирус абсолютно гениален. В принципе все вирусызаставляют нас ахнуть, их можно приравнять к утонченным аристократам,которые путешествуют без багажа, с минимумом генов, необходимых имтолько для того, чтобы, попав в целевую клетку, взять инициативу в своируки. Затем любой вирус пользуется ресурсами самой клетки, котораязачастую об этом и не подозревает. Все паразиты – специалисты в своемделе».

По словам доктора, любой вирус развивается в течение миллионов летвместе со своим хозяином, причем за это время он полностьюприспособился к жизни сообща. Для заражения клетки вирусомнедостаточно того, чтобы он к ней просто приблизился – это оченьспецифический и сложный процесс. Пекова приравнивает вирус к ключу,который подходит к определенному замку. Поэтому, если вирус, скажем,мышиный, то он инфицирует не мышь как таковую, а специализируетсятолько на некоторых видах мышиных клеток на свой выбор, в течениедолгих веков.

Фото: Fernando Zhiminaicela, Pixabay / CC0Фото: Fernando Zhiminaicela, Pixabay / CC0«Поэтому, для того, чтобы мог произойти такой огромный скачок с одногохозяина на другого, будь то другое животное или человек, должно былопроизойти что-то экстраординарное. Известно, что вирусы, которыезаражают нас гриппом, способны на рекомбинацию в своих геномах. Но донаступления эпидемий SARS и MERS, коронавирусы считались скореебезобидными, надоедливыми вирусами, которые заражали нас водянымнасморком и так далее. Поэтому появление настолько агрессивногокоронавируса, с такими свойствами, к тому же позаимствованного отлетучих мышей, значительно отличающихся по строению от человека,представляет большую загадку. Но я уверена, правда рано или поздновсплывет».

Доктор Пекова считает, что новый коронавирус был создан искусственно,в лабораторных условиях.

«Этот вирус ведет себя нестандартно, не создает протективныйиммунитет, уже подтверждены случаи повторного заражения вылечившихсяпациентов. Он необычайно быстро размножается. Этот вирус наделенсвойствами, с которыми мы в природе не сталкиваемся. К тому жекоронавирусная инфекция имеет определенные параметры. То, что мынаблюдаем сейчас, диаметрально отличается».

Нестандартно, по ее мнению, выглядит и РНK коронавируса.

Фото: открытый источникФото: открытый источник«Сразу в начале генетического кода, там, где расположена информация отом,как быстро он будет размножаться, каков потенциал заражения, как онбудет переписывать свои гены в форму РНК, находится сердце имозг вируса. Этот короткий отрезок, состоящий всего из 265 химическихбукв из общего числа 30 тысяч единиц, абсолютно уникален и оченьвидоизменчив, существует около 26 или 27 вариантов. Очень тяжело себепредставить, что в природе такое могло бы произойти. Если вирус решит врамках процесса эволюции что-либо поменять, то он будет делать этооченьосторожно и подолгу анализировать, к чему такое изменение привело.Именно по этому отрезку мы обычно определяем, с каким видомкоронавируса мы имеем дело, мышиным, кошачьим и так далее, так как онунифицирован. У SARS Cov-2 этот отрезок абсолютно уникален, и невстречается нигде в мире. Наибольшая совместимость – с вирусом SARS 2003года, и с коронавирусом, встречающимся у летучих мышей. Все остальное -очень далеко».

Именно вариабельность начального отрезка РНК нового коронавирусавызывает вопросы. По мнению молекулярного биолога Пековой, настолькогрубые икардинальные изменения в вирусе не могли произойти спонтанно, неуничтожив при этом сам вирус.

«Я убеждена, что это – не дело природы, а рук человека», - заявила докторв эфире «Чешского Радио».

Справедливости ради нужно отметить, что вопросом происхождения вирусазанимаются ученые во всем мире. Разнятся и мнения самихчешских специалистов. Например, биолог Иво Рудольф из АН ЧРсклоняется к заключениям авторов исследования, опубликованного вжурнале Nature Medicine, согласно которому вирус возник естественным путем.