Женский бизнес по-чешски

Петр Манда, фото: ČSOB, TwitterПетр Манда, фото: ČSOB, TwitterЕсли судить в целом, в Чехии занимаются предпринимательскойдеятельностью 1,3 млн мужчин и, как уже было сказано, три четвертимиллиона женщин. Самые успешные из них в среду вечером получили премиюза вклад в чешскую экономику.

«Стандартная ситуация в Чехии – женщины начинают работать «насебя»,чтобы иметь более гибкий график, особенно в период жизни, связанный сматеринством. Под эту категорию подпадают около 30 процентовженщин-предпринимателей. Еще 30 процентов – это дамы, для которыхоткрытие собственного бизнеса является естественным продолжениемуспешной карьеры. Меньший процент женщин подключается к готовомусемейному бизнесу, так как в обратном случае его пришлось бы закрывать– жены в таком случае становятся владелицами фирмы и берут на себяответственность за ее ход», - говорит основатель проекта, следящего за успехом чешскихбизнес-леди, Гелена Когоутова.

Лишь одна женщина из десяти бросается в корпоративный мир, чувствуя,что это ее призвание. Тем не менее, процент дам, готовых похвалитьсясвоими успехами, растет из года в год. В этот раз участие в конкурсеприняли 24 тысячи женщин, говорит член жюри Петр Манда, представительбанка ČSOB.

«Конкуренция растет не только в рамках нашего конкурса, но и впредпринимательской среде в Чехии в целом, бизнесмены соперничаютдруг с другом больше, чем раньше», - говорит Петр Манда. На конкурс могут записаться чешские гражданки,которые занимаются предпринимательской деятельностью не менее 4 лет, аих годовой оборот превышает 10 миллионов крон. Победителем в этом годустала Тамара Котвалова, чья компания Carollinum специализуется на продажеаксессуаров класса люкс, в том числе часов.

Тамара Котвалова, фото: ЧТК/Роман ВондроушТамара Котвалова, фото: ЧТК/Роман ВондроушНасколько не просто преуспеть в корпоративном секторе, в которомпреобладают мужчины, знает владелец компании Rexy Власта Шиларова. «Яи вмолодости предпочитала играть с мальчишками. Иногда мне приходитсяприложить больше усилий для достижения своей цели, чем если бы я быламужчиной. Например, среди программистов – разработчиков редко когдавстречаются женщины, поэтому они не всегда охотно реагируют на моизамечания или на задаваемые им вопросы», - жалуется предпринимательвобласти дизайна.

Подобный опыт – у архитектора, директора компании Trustav Яны Новаковой,которая в 90-е годы открыла фирму, занимающуюся ремонтом ипроизводством традиционных оконных рам для старинных зданий.

Госпоже Новаковой уже под шестьдесят, и жалеет она только одного - тоговремени, которое она не смогла уделить собственному сыну.

«Молодым женщинам-предпринимателям я посоветовала бы не сдаваться,идти к своей цели, но помнить при этом, что дети вырастут и все. Бизнес –это прекрасно, тем не менее, семья, дети должны оставаться на первомместе. К сожалению, у меня в жизни так было не всегда», - делитсяопытомженщина, для которой в свое время корпоративный мир стал домом.

Согласно статистическим данным, у 75 процентов чешскихженщин-бизнесменов есть хотя бы один потомок. В соседней Германиирожает ребенка менее половины бизнес-леди.